Оплачиваемые временные работы
Оплачиваемые временные работы представляют собой общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие дополнительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную значимость и содействующие включению в активную трудовую жизнь безработных и других лиц, обращающихся по вопросам трудоустройства.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по содействию занятости населения от 09.06.2025 № 312» утверждено Положение о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ, а также установления месячной нормы участия безработных в указанных работах
К оплачиваемым временным работам относятся следующие виды работ:
рекультивация земель, мелиоративные работы, природоохранные мероприятия;
строительство дорог, их ремонт и содержание;
строительство и ремонт объектов социально-культурного назначения и социального обслуживания;
восстановление культурных ценностей, памятников архитектуры, заповедных зон;
сельскохозяйственные работы;
благоустройство и озеленение территорий;
сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
подсобные работы;
сортировка бывших в употреблении одежды, обуви и изделий;
сбор, сортировка и переработка вторичного сырья и отходов;
работы в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;
работы по подготовке и проведению спортивно-массовых мероприятий;
работы по подготовке и проведению фестивалей, культурно-зрелищных мероприятий (концертов и других);
работы по подготовке и проведению переписи населения;
уход за участками для захоронения, работы по содержанию и благоустройству мест погребения.
Оплачиваемые временные работы организуются местными исполнительными и распорядительными органами при участии комитета по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполкома (далее – органы по труду, занятости и социальной защите).
Республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, наниматели, претендующие на организацию оплачиваемых временных работ (далее – организации), предоставляют в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения ежегодно до 15 октября предложения с указанием видов работ, количества граждан, необходимых для их выполнения, и сроков выполнения этих работ.
Органом по труду, занятости и социальной защите с учетом поступивших предложений организаций ежегодно до 1 ноября разрабатывается проект решения об установлении перечня планируемых на территории административно-территориальной единицы видов оплачиваемых временных работ с указанием сроков их выполнения (далее – перечень видов работ).
Местными исполнительными и распорядительными органами ежегодно до 1 декабря устанавливается перечень видов работ и месячная норма участия безработных в оплачиваемых временных работах, представляющая собой минимальное количество рабочих дней для участия безработных в соответствующих работах в каждом месяце следующего года (далее – месячная норма).
Месячная норма не может превышать 10 рабочих дней.
В течение года месячная норма в пределах 10 рабочих дней может быть изменена по решению местного исполнительного и распорядительного органа.
Безработные по их желанию могут участвовать в оплачиваемых временных работах сверх установленной месячной нормы.
Безработным, выполнившим оплачиваемые временные работы сверх установленной месячной нормы, количество рабочих дней, превышающее данную месячную норму, засчитывается в месячную норму в последующих месяцах.
Органом по труду, занятости и социальной защите ежегодно до 1 марта разрабатывается проект решения об установлении перечня организаций, в которых организуются оплачиваемые временные работы за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий в области содействия занятости населения в соответствии с законодательством о занятости населения (далее – средства бюджета), с указанием наименований организаций и видов оплачиваемых временных работ согласно перечню видов работ (далее – перечень организаций).
Местными исполнительными и распорядительными органами ежегодно до 1 апреля устанавливается перечень организаций.
В случае необходимости изменения перечня видов работ и (или) перечня организаций органом по труду, занятости и социальной защите формируется проект соответствующего решения.
Органы по труду, занятости и социальной защите с учетом сроков выполнения оплачиваемых временных работ заключают с организацией договор о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых временных работ.
Организация, включенная в перечень организаций, для заключения договора представляет в орган по труду, занятости и социальной защите расчет финансовых затрат (сметы расходов) на организацию оплачиваемых временных работ, который является неотъемлемой частью договора.
Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения в части выполнения обязательств, определенных договором, осуществляется органом по труду, занятости и социальной защите, заключившим договор.
С гражданами, направленными органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые временные работы, заключаются срочные трудовые (за исключением контрактов) или гражданско-правовые договоры в порядке, установленном законодательством.
Получателями бюджетных средств, выделяемых на финансирование оплачиваемых временных работ, являются органы по труду, занятости и социальной защите (далее – получатели бюджетных средств).
Для получения бюджетных ассигнований на финансирование оплачиваемых временных работ получатели бюджетных средств при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год в сроки, установленные Министерством труда и социальной защиты, направляют в указанное Министерство заявку на финансирование данных работ.
Распределение средств, предусмотренных в республиканском бюджете на организацию оплачиваемых временных работ, между получателями бюджетных средств осуществляется Министерством труда и социальной защиты при формировании росписи расходов республиканского бюджета.
Министерство труда и социальной защиты утверждает бюджетные сметы получателей бюджетных средств.
Финансирование оплачиваемых временных работ осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с законодательством в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований на основании договоров.
При организации оплачиваемых временных работ за счет средств бюджета органами по труду, занятости и социальной защите могут финансироваться расходы на:
оплату труда безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, из числа родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и в отношении которых вынесено решение о трудоустройстве в определении о судебном приказе о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, решении о лишении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении этих судебных постановлений – в определении, выносимом в целях обеспечения исполнения исполнительных документов судом по месту их исполнения, а также граждан, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы либо с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя (далее, если не указано иное, – безработные и работающие граждане). Оплата труда финансируется в размере начисленной заработной платы (с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат) за выполненную работу и фактически отработанное рабочее время, но не ниже размера минимальной заработной платы (месячной, часовой) при условии отработки работником определенной ему нанимателем нормы продолжительности рабочего времени и выполнения месячной (часовой) нормы труда;
выплату безработным и работающим гражданам суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
выплату безработным и работающим гражданам вознаграждений за выполненную работу по гражданско-правовым договорам;
уплату сумм обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
доставку (проезд) безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, к месту выполнения оплачиваемых временных работ и обратно, в том числе если эти работы организуются организацией самостоятельно на условиях, указанных в договоре;
приобретение для безработных и работающих граждан средств индивидуальной защиты, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении оплачиваемых временных работ.
Финансирование расходов на приобретение средств индивидуальной защиты, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении оплачиваемых временных работ, осуществляется организациям, финансируемым из средств республиканского или местных бюджетов, в размере, не превышающем 30 процентов затрат согласно смете расходов по каждому договору. Контроль за обоснованностью включения таких расходов в смету осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите.
Средства индивидуальной защиты, инвентарь и инструменты, приобретенные за счет средств бюджета и пригодные для дальнейшего использования, после выполнения оплачиваемых временных работ сохраняются за организациями или передаются другим организациям для дальнейшего использования в соответствии с договорами.