Оплачиваемые общественные работы
Оплачиваемые общественные работы представляют собой общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие дополнительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную значимость и содействующие включению в активную трудовую жизнь безработных и других лиц, обращающихся по вопросам трудоустройства.
Финансирование мероприятий по организации оплачиваемых общественных работ осуществляется в соответствии с Положением о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2006 г. № 1716.
Мероприятия по организации оплачиваемых общественных работ финансируются в первую очередь за счет средств нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, средств местных исполнительных и распорядительных органов и средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).
Средства бюджета фонда могут использоваться организациями независимо от форм собственности для финансирования расходов на: доставку граждан, в том числе безработных, их проживание, оплату проезда к месту выполнения работ и обратно, а также оборудование мест отправки на оплачиваемые общественные работы.
При организации оплачиваемых общественных работ нанимателями, финансируемыми из средств республиканского или местных бюджетов, либо когда такие работы организуются на объектах, финансируемых из средств республиканского или местных бюджетов, из средств бюджета фонда могут финансироваться затраты на: приобретение спецодежды, инвентаря, инструментов, материалов, оплату труда и выплату вознаграждений за выполненную работу по гражданско-правовым договорам:
-безработным
- обязанным лицам
- работникам из числа граждан, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя.
При заключении с гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы, срочных трудовых договоров нанимателям перечисляются денежные средства на:
оплату труда в размере начисленной заработной платы (с учетом выплат стимулирующего и компенсирующего характера) за фактически отработанное время и выполненную работу, но не ниже размера минимальной заработной платы (месячной, часовой), установленного в соответствии с законодательством, при условии отработки работником определенной ему нанимателем нормы продолжительности рабочего времени и выполнения месячной (часовой) нормы труда;
выплату среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
уплату сумм обязательных страховых взносов в бюджет фонда и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При заключении с гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы, гражданско-правовых договоров нанимателям перечисляются денежные средства на:
выплату вознаграждений за выполненную работу (оказанную услугу) по гражданско-правовым договорам и суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При заключении с гражданами в период их нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, направленными (по их желанию) органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые общественные работы, гражданско-правовых договоров нанимателям перечисляются денежные средства на выплату вознаграждений за выполненную работу (оказанную услугу) по гражданско-правовым договорам и суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Такие оплачиваемые общественные работы организуются нанимателями на основе отдельных решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с комитетом по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома.
Наниматели, организующие общественные работы и претендующие на финансирование расходов из средств бюджета фонда представляют в управления по труду, занятости и социальной защиты горрайисполкомасмету расходов на выполнение работ, которая является неотъемлемой частью договора о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, заключаемого между управлением и нанимателями. При этом затраты на приобретение спецодежды, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении работ, не могут превышать 50 процентов затрат по смете расходов по каждому договору.
Оплачиваемые общественные работы могут быть организованы при выполнении следующих видов работ:
рекультивация земель, мелиоративные, природоохранные работы, работы в лесном хозяйстве;
строительство дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, отопительных, канализационных, газовых и других коммуникаций;
строительство и ремонт жилых помещений, объектов социально-культурного назначения;
восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
сельскохозяйственные работы;
экологическое оздоровление территорий (благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма);
подсобные работы в организациях агропромышленного комплекса и торговли;
сбор и переработка вторичного сырья и отходов;
работы в организациях жилищно-коммунального хозяйства;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали, охрана общественного порядка и другие);
уход за местами захоронений;
социальные услуги для населения (обслуживание отдыха детей, уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и другие).
свободные рабочие места (вакансии), которые не заполняются более 3-х месяцев.
Перечни планируемых на территории административно-территориальных единиц оплачиваемых общественных работ, их объемы и сроки выполнения утверждаются решениями местных исполнительных и распорядительных органов, а также при необходимости решениями облисполкомов.
Местные исполнительные и распорядительные органы на основании объемов оплачиваемых общественных работ и количества безработных ежегодно до 1 декабря текущего года устанавливают минимальное количество рабочих дней для участия безработных в оплачиваемых общественных работах в следующем году. При необходимости месячная норма может быть изменена по решению местных исполнительных и распорядительных органов.
Месячная норма не может превышать 10 рабочих дней.
Безработным, отработавшим на оплачиваемых общественных работах количество рабочих дней, превышающее установленную месячную норму, эти дни засчитываются в выполнение месячных норм в последующих месяцах.