Здоровые города и поселки

В современных демографических условиях вопрос сохранения здоровья населения является самым актуальным. Здоровье и благополучие являются ключевым фактором экономического и социального развития и имеют важнейшее значение в жизни каждого человека, для каждой семьи и всех сообществ.

Витебская область регион с достаточно сложной демографической ситуацией. В последние годы на всех административных территориях отмечается снижение рождаемости, рост общей смертности и естественной убыли населения.

Улучшить здоровье людей можно лишь в случае целенаправленных и скоординированных действий всех секторов и ведомств, и, конечно, при непосредственном участии людей – жителей городов и поселков.

Именно такой подход – теоретически обоснованный и практически выверенный, доказавший эффективность межсекторального сотрудничества заложен в проекте «Здоровый город».

Беларусь активно участвует в осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой саммитом Организации Объединенных Наций. Здоровье занимает одно из центральных мест и представлено в Целях устойчивого развития (далее – ЦУР) Целью № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте».

Всемирная Организация Здравоохранения (далее – ВОЗ) признала урбанизацию одним из главных вызовов для общественного здравоохранения в 21 веке: во всем мире число горожан превышает число жителей сельских районов. Жизнь в городе может быть связана с характерными рисками для здоровья – распространенность неинфекционных заболеваний, психических болезней, инфекционных заболеваний.

Добиться успеха можно при условии формирования глобального партнерства, которое объединяет широкий спектр заинтересованных сторон, как это предполагает Цель № 17. Значение эффективной межсекторальной координации трудно переоценить. Поэтому реализация проекта «Здоровые города», как примера такой координации и по-настоящему системного подхода к профилактике заболеваний, является возможностью решать задачи здравоохранения и содействовать достижению других ЦУР.

Например:

Здоровые города могут обеспечить расширение доступа к вариантам здорового питания; предоставление людям понятной информации, с тем, чтобы они могли делать здоровый выбор (например, маркировка товаров в зависимости от калорийности в местах розничной торговли, графические обозначения); введение ограничений или отрицательных стимулов в целях сокращения присутствия на рынке вредных для здоровья продуктов питания и напитков (ЦУР № 2).

В рамках подхода «Здоровые города» управление процессами урбанизации ведется с должным вниманием к улучшению санитарных условий для широких слоев населения, а также надлежащей утилизации отходов, сокращению загрязнения окружающей среды (ЦУР № 6).

Здоровые города предполагают рациональное городское планирование, расширение доступа к безопасной транспортной системе, озеленение и оборудование общественных мест. Все это позволяет снизить смертность на дорогах, повысить качество воздуха, содействовать повышению физической активности населения (ЦУР №№ 11,13).

Проект ВОЗ «Здоровые города» при поддержке Европейского Регионального Бюро ВОЗ развивается уже практически 30 лет и охватывает около 1800 городов из 55 стран мира. В нашей республике на сегодняшний день в реализацию подхода «Здоровый город» вовлечены 40 населенных пунктов, в том числе в Витебской области – г. Поставы и г. Сенно.

Решить поставленные задачи только усилиями органов и учреждений здравоохранения и госсаннадзора не представляется возможным. Необходима, прежде всего, поддержка органов исполнительной власти, объединение усилий различных ведомств, объектов производственно-хозяйственного комплекса, общественных и религиозных организаций, волонтеров для создания благоприятных условий среды проживания и достижения высокого уровня здоровья жителей; широкое освещение проводимых мероприятий в рамках проекта в средствах массовой информации, с помощью социальной рекламы.

Здоровый город – это не столько город, достигший некоего определенного уровня здоровья населения, сколько город, добивающийся постоянного улучшения уровня здоровья и качества жизни своих граждан, «настроенный» на то, что здоровье – приоритетная проблема всей городской жизни.

Для целенаправленных и скоординированных действий всех секторов и ведомств создается организационный комитет в составе специалистов, занимающихся вопросами здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, идеологии, социальной защиты и др. Контроль за реализацией проекта осуществляют городские и районные исполнительные комитеты.

Реализация проекта позволит создать условия к формированию у населения потребностей и мотиваций на профилактику заболеваний, ведение здорового образа жизни, приводящих к снижению заболеваемости, смертности от управляемых причин; почувствовать каждым жителем города свою причастность к решению поставленных задач, относиться к этому, как к своему дел.