Назначение пенсий

Порядок представления работников к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII ”О пенсионном обеспечении“ (далее - Закон) и Инструкцией о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.07.2019 № 35 (далее – Инструкция).

В соответствии со ст.76 Закона работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Обращение за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии по форме и необходимых документов необходимых для назначения пенсий лично гражданином или через представителя.

Прием заявления о назначении пенсии осуществляется в день обращения заявителя в управление с указанным заявлением и необходимыми для назначения пенсии документами.

Заявление подается непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защите (далее - управление) по месту жительства гражданина, подтвержденному регистрацией по месту жительства. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность обратившегося за пенсией.

Заявление может быть направлено в управление по почте. В этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов, кроме копии документа, удостоверяющего личность, должны быть нотариально удостоверены.

Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.

Если обратившемуся за пенсией отказано работодателем в представлении к назначению пенсии, он может подать заявление непосредственно в управление.

Стаж работы для назначения трудовой пенсии

Согласно ст.51 Закона в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

Кроме того, могут засчитываться иные предусмотренные законодательством периоды (например, периоды военной службы, отпуска по уходу за ребенком, ухода за детьми и инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, обучения по дневной форме в учреждениях образования и т.д., при этом указанные периоды страховым стажем не являются). Зачет таких периодов производится с учетом условий и в порядке, установленных законодательством.

Исчисление стажа работы осуществляется на основании данных трудовой книжки и других документов, представленных в его подтверждение (справок работодателей, архивных учреждений и т.п.).

Исчисление периодов, включаемых в стаж, производится в календарном порядке из расчета полного года (за исключением отдельных определенных законодательством периодов, засчитываемых в стаж на льготных условиях).

Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.12.1992 № 777 предусмотрено, что стаж работы до 1 января 2003 г. подтверждается документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения о работе и (или) деятельности гражданина. Такими документами являются трудовая книжка, справки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, гражданско-правовые договоры, справки о периоде уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены.

Стаж работы после 1 января 2003г. (т.е. после введения в республике индивидуального (персонифицированного) учета) подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, а именно, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными (городскими) отделами фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Для назначения пенсии конкретному лицу (в случае представления его к назначению пенсии в установленном порядке либо личного обращения за назначением пенсии) указанная выписка запрашивается районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.

Индивидуальный коэффициент заработка

Показателем величины заработной платы является индивидуальный коэффициент заработка, который определяется путем соотнесения ежемесячного фактического дохода заявителя в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов за каждый месяц в установленном периоде.

При назначении трудовой пенсии в 2019 году она исчисляется из заработка за последние 25 лет. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический доход, а за время иной деятельности, которое включено в стаж (ч. 2 ст. 51 Закона), в качестве фактического заработка в расчет принимается 40% средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год стажа работы. Таким образом, в 2020 году заработок будет исчисляться за 26 лет, в 2021-м – за 27 лет и т.д., но не более фактически имеющегося стажа работы.

Заработок для назначения пенсии за периоды работы до 1 января 2003 г. удостоверяется справками, выдаваемыми работодателем или, в случае его ликвидации, правопреемником (организацией, в которой находятся на хранении сведения о заработной плате), а также архивными учреждениями.

С 1 января 2003 года на территории Республики Беларусь введен персонифицированный учет. С этого времени данные о трудовом стаже и заработной плате работников подтверждаются только сведениями персонифицированного учета, ответственность за их своевременное представление несет работодатель.

Восстановление данных

При отсутствии документов о работе и невозможности их получить даже в архивах периоды работы могут устанавливаться на основании показания не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной работе в организации и располагающих документами о своей трудовой деятельности за все время, в отношении которого они свидетельствуют. Это производится решением комиссии по назначению пенсий, образуемой райгорисполкомами.

При отсутствии возможности получения документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы (факт и причины отсутствия таких документов должны быть подтверждены документально), гражданин вправе обратиться в суд, который принимает во внимание любые средства доказывания, например, выписку из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладыш в трудовую книжку и т.д.

Следует помнить, что в силу законодательства работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения (ст.76 Закона).

Так, согласно ст.9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение нанимателем или его уполномоченным должностным лицом требований законодательства о своевременном оформлении документов о трудовом стаже, заработной плате или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.